Словарь финансовых терминов

Search Knowledge Base by Keyword

Факторы предложения

Предложение – количество товара, который продавцы готовы произвести и предложить по данной цене.

факторы предложения
Факторы предложения

Величина предложения товара на рынке регулируется прежде всего ценой на товар и ограниченностью ресурсов, из которых можно произвести данный товар. Если цена выросла, то большее количество продавцов будут готовы произвести данный товар, чтобы продать его по данной цене. При увеличении предложения цена будет снижаться, пока не достигнет уровня, при котором будет выгодно производить и продавать товар.

Если количество ресурсов, из которых можно произвести товар, ограничено, то продавцы не смогут произвести больше товара. При росте цен на товар при ограниченности ресурсов для его производства, начнет повышаться цена на ресурсы, из которых производится товар.

Ценовые факторы предложения

Факторы предложения влияют на цену товара и решения производителей выпускать этот товар или сосредоточиться на производстве другого товара. К ценовым факторам предложения относятся издержки производства, на которые вынужден пойти производитель товара. К ним относятся:

  • Стоимость ресурсов (сырья и материалов), которые используются для производства товара.
  • Расходы на ремонт и амортизацию оборудования.
  • Аренда производственных площадей.
  • Оплата электроэнергии и коммуникаций.
  • Затраты на доставку товара потребителю, рекламу и продвижение товара.
  • Оплату процентов за пользование кредитом.
  • Зарплата работникам.

Неценовые факторы предложения

К неценовым факторам предложения относятся факторы, которые оказывают влияние на величину предложения товара на рынке и не связаны с ценой товара и ценой ресурсов, из которых производят товар. К неценовым факторам предложения относят:

  • Количество производителей товара. При увеличении количества производителей цена на товар падает.
  • Налоговая политика государства. При увеличении налогов, производители вынуждены повышать цену на товар, чтобы величина прибыли не изменилась.
  • Цена ресурсов. При увеличении или уменьшении цены на ресурсы, из которых производится товар, будет меняться цена и количество производимого товара.
  • Уровень технологий. При совершенствовании технологий повышается уровень ресурсоотдачи. На одну и ту же норму затрат можно выпустить большее количество товара. Соответственно, количество товара становится больше, цена на него падает.
  • Изменение спроса на товар. Производители постоянно отслеживают уровень спроса. Он может измениться в связи с изменениями моды, сезонных факторов или изменениями потребностей покупателей. В соответствии с изменением спроса, производители должны гибко реагировать ценой и количеством выпускаемого товара, чтобы удовлетворить потребности покупателей.
  • Цены на аналогичные товары. При изменении цен на аналогичные товары, которые можно произвести на имеющемся оборудовании или с помощью модернизации производства, производители сопоставляют выгоду от производства товара и его аналогов. Если производство аналогичных товаров становится выгодней, производитель может направить имеющийся капитал на производство другого товара.

Эластичность предложения

В зависимости от изменения спроса, меняется величина предложения товара. Но величина предложения всегда изменяется с запаздыванием относительно изменения спроса на товар. Величина запаздывания изменяется в зависимости от множества факторов и называется эластичностью предложения. К основным факторам, влияющим на эластичность предложения относятся:

  • Запасы сырья на складе. Если у фирмы-производителя достаточный запас сырья, из которого производится товар, то при увеличении спроса фирма может быстро отреагировать увеличением количества выпускаемого товара. Если излишков сырья нет на складе, то при увеличении спроса фирма может только повысить цены на товар, но не может отреагировать увеличением выпуска товара. Прежде нужно закупить сырье в необходимых объемах и дождаться его поступления на склад.
  • Время. Время является основным показателем эластичности предложения. Если фирма быстро реагирует на изменение потребительского спроса изменением цен на товар и количества выпускаемой продукции, то подобное предложение называется эластичным. Если фирма с опозданием реагирует на изменение настроения потребителем, то у этой фирмы неэластичное предложение.

Высокая эластичность предложения характерна для рынков сезонных товаров и скоропортящихся продуктов. Компании, которые не могут реализовать товар в ограниченные сроки, быстро уходят с этого рынка и переключаются на рынки, где требуется меньшая эластичность предложения.

Все эти факторы влияют на затраты, которые понесет компания при производстве товара. Эти затраты должны компенсироваться прибылью от продажи товара, которая покрывает затраты, предпринимательский риск и дает достаточную норму прибыльности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.