Поиск по ключевым словам

Андеррайтер

андеррайтер ценных бумаг
Андеррайтер

Андеррайтер (англ. Underwriter) – юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, обслуживающий и гарантирующий эмиссию ценных бумаг эмитента.

Слово “андеррайтер” возникло из практики, когда каждый, кто принимал риск, писал свое имя под общей суммой риска, которую он был готов принять за определенную премию. Хотя механика со временем изменилась, андеррайтинг остается одной из важнейших функций в мире финансов.

Андеррайтинговые услуги предоставляются крупными финансовыми учреждениями, такими как банки или инвестиционные дома, в соответствии с которыми они берут на себя все расходы, связанные с привлечением инвестиционного капитала через IPO, и определенные, заранее оговоренные риски неполного размещения всего пакета акций. Андеррайтеры получают свой доход от разницы в цене (спред) между ценой эмитента и ценой, по которой они продают акции инвесторам.

Виды андеррайтеров

Кредитный андеррайтер

кредитный андеррайтингВсе кредиты проходят процесс андеррайтинга. В большинстве случаев андеррайтинг автоматизирован и включает в себя оценку кредитной истории заявителя, предоставленных документов и стоимости предлагаемого залога, а также ряда других факторов, которые зависят от цели и размера кредита. В зависимости от вида кредита, оценка кредитоспособности заявителя может быть практически мгновенной или занять несколько часов, дней или даже недель.

Наиболее распространенным типом кредитного андеррайтинга является ипотека. Андеррайтер оценивает доход, обязательства, сбережения, кредитную историю, кредитный рейтинг и много других факторов конкретного лица. Ипотечный андеррайтинг по времени занимает одну неделю или меньше.

Рефинансирование кредитов обычно занимает больше времени. Хотя заявки на рефинансирование кредита могут быть одобрены, отклонены или приостановлены, большинство из них “одобряются с дополнительными условиями”. Это означает, что андеррайтер хочет получить от заявителя разъяснения или дополнительную документацию.

Страховой андеррайтер

При страховом андеррайтинге основное внимание уделяется потенциальному страхователю – лицу, обратившемуся за страхованием здоровья или жизни.

Андеррайтинг страхования жизни направлен на оценку риска страхования потенциального страхователя на основе его возраста, состояния здоровья, образа жизни, рода занятий, истории болезни, увлечений и других факторов, определяемых андеррайтером. В отличие от медицинского страхования, страхование жизни не ограничивается ранее существовавшими условиями или любыми другими факторами здоровья. Страхование жизни может привести к одобрению (обычно включающему целый ряд условий и исключений) или к прямому отказу.

Андеррайтер на финансовом рынке

Андеррайтинг ценных бумаг направлен на оценку риска и оценку стоимости ценных бумаг (чаще всего в связи с проводимым IPO). На основе результатов процесса андеррайтинга инвестиционный банк покупает ценные бумаги, выпущенные эмитентом, который проводит IPO, а затем продает эти ценные бумаги на рынке.

Андеррайтинг гарантирует, что эмитент привлечет необходимый объем капитала и предоставит андеррайтерам премию за их услуги. Инвесторы извлекают выгоду из процесса андеррайтинга, и возможностей, которые он дает им, чтобы принять обоснованное инвестиционное решение.

Андеррайтинг на финансовом рынке может включать как отдельные акции, так и долговые ценные бумаги, включая государственные, муниципальные или корпоративные облигации. Андеррайтеры или их клиенты покупают эти ценные бумаги, чтобы перепродать их с целью получения прибыли инвесторам или дилерам. Когда задействовано более одного андеррайтера или группы андеррайтеров, это называется синдикатом андеррайтеров.

Андеррайтинг ценных бумаг

андеррайтинг ценных бумаг
Андеррайтинг ценных бумаг

Когда компания-эмитент хочет выпустить акции, облигации или другие ценные бумаги, обращающиеся на бирже, она привлекает андеррайтеров для управления этим длительным и сложным процессом.

Перед началом процесса предложения ценных бумаг потенциальным инвесторам, ведущий андеррайтер и эмитент определяют тип предложения, объем и другие параметры эмиссии. После определения структуры предложения, ведущий андеррайтер обычно собирает синдикат андеррайтеров, которые будут помогать в процессе эмиссии ценных бумаг и брать на себя часть рисков. Синдикат – это группа инвестиционных банков и брокерских домов, которые обязуются продать определенный процент от общего объема эмиссии.

Договор с синдикатом андеррайтеров может быть двух типов:

  1. «Твердое обязательство» (англ. Firm commitment) – андеррайтер или синдикат андеррайтеров обязуются приобрести за свой счет все ценные бумаги, которые не смогут разместить среди потенциальных инвесторов. Весь риск размещения ценных бумаг ложится на андеррайтеров. Андеррайтеры, заключившие с эмитентом договор «Твердого обязательства», гарантируют эмитенту получение всей выручки от размещения ценных бумаг, так как фактически будут обязаны выкупить весь объем эмиссии, если не нашлось потенциальных инвесторов, желающих поучаствовать в IPO.
  2. «Максимальные усилия» (англ. Best efforts) – андеррайтеры размещают максимально возможное количество ценных бумаг среди инвесторов. Оставшийся пакет ценных бумаг возвращается эмитенту. В случае заключения договора «Максимального усилия», андеррайтеры снимают с себя риск неразмещения части или всего объема эмиссии.

Проспект эмиссии

После того, как собран синдикат андеррайтеров, эмитент подает в Центробанк проспект эмиссии ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» требует раскрытия в проспекте эмиссии всей существенной информации об эмитенте. Проспект эмиссии должен содержать:

  • Описание бизнеса эмитента;
  • Информация об основных акционерах;
  • Список ключевых фигур компании;
  • Зарплаты и премии ТОП-менеджеров компании;
  • Финансовая информация за последние три года;
  • Описание планируемых расходов компании после проведения IPO.

Road Show

Road Show
Road Show

После регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг андеррайтер приступает к маркетинговому этапу. Маркетинговый этап обычно включает в себя Road Show, которое представляет собой серию презентаций, проводимых андеррайтером и ключевыми руководителями эмитента среди потенциальных инвесторов (банки, ПИФы, брокерские дома и крупные инвесторы) по всей стране.

Презентация дает возможность потенциальным покупателям задать вопросы руководству компании. Если покупателям нравится предложение, они проявляют интерес к инвестированию денежных средств. Это называется подпиской. Поскольку на данном этапе цена предложения окончательно не утверждена, покупатели подписываются на определенное количество акций. Этот процесс позволяет андеррайтеру определить, является ли предполагаемая цена справедливой.

Определение окончательной цены размещения ценных бумаг является одной из самых важных обязанностей андеррайтера. Во-первых, окончательная цена определяет сумму, которую получит эмитент от IPO. Во-вторых, точная оценка позволит андеррайтеру реализовать весь объем ценных бумаг. Поэтому эмитент и андеррайтер работают в тесном сотрудничестве, чтобы максимально точно определить цену размещения ценных бумаг. Как только достигнуто соглашение о цене и зарегистрировано в Центробанке, андеррайтер звонит подписчикам, чтобы подтвердить их заказы. Если спрос особенно высок, андеррайтер и эмитент могут повысить цену и подтвердить ее со всеми подписчиками.

Размещение ценных бумаг

Как только андеррайтер уверен, что сможет разместить весь пакет ценных бумаг, он закрывает предложение. Затем он покупает ценные бумаги у эмитента (если договор с эмитентом был заключен на условиях «твердого обязательства»), и эмитент получает денежные средства за вычетом расходов на андеррайтинг. Андеррайтеры затем продают ценные бумаги по цене размещения среди подписчиков. Если какие-либо подписчики отозвали свои заявки, то андеррайтеры продают ценные бумаги другим подписчикам или оставляют себе непроданный пакет ценных бумаг.

После того, как ценные бумаги размещены среди подписчиков, они попадают на биржу. Обычно андеррайтер (по договору с эмитентом) поддерживает определенное время курс ценных бумаг, не допуская сильных колебаний. Если котировки начинают резко отклоняться от цены размещения, андеррайтер покупает или продает ценные бумаги из своих запасов, стараясь сгладить колебания цены.

Достоинства андеррайтинга

Андеррайтеры выводят на рынок ценные бумаги компании. При этом инвесторы становятся более осведомленными о компании-эмитенте. Андеррайтеры получают компенсацию за свои услуги от эмитента в виде спреда. Спред представляет собой разницу между ценой, которую эмитент получит за акцию, и ценой размещения акции среди инвесторов. Спред компенсирует андеррайтеру расходы на ведение переговоров с потенциальными инвесторами, управление эмиссией ценных бумаг и принятие риска неполного размещения пакета бумаг.

Андеррайтеры несут значительный риск. Они не только должны консультировать клиентов по всем вопросам на протяжении всего процесса размещения, но и освобождают эмитента от риска недополучения необходимого капитала в процессе эмиссии. Андеррайтеры снижают этот риск, формируя синдикат, члены которого выкупают часть размещаемых ценных бумаг.

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *