Словарь финансовых терминов

Search Knowledge Base by Keyword

Хедж-фонд

хедж-фондХедж-фонд (англ. Hedge fund) – высокорискованный инвестиционный фонд с минимальными законодательными ограничениями по выбору финансовых инструментов и методов управления фондом. В своих стратегиях хедж-фонды могут использовать производные финансовые инструменты, короткие продажи, кредитное плечо, сложные методы построения портфеля и управления рисками с целью получения высокой прибыли.

Термин «Хедж-фонд» возник из стратегии одновременной покупки длинных и коротких позиций, которую использовал первый из хедж-фондов для хеджирования рыночного риска. Со временем расширились методы и концепции хеджирования, а также различные типы инвестиционных инструментов. Сегодня хедж-фонды инвестируют средства в различные рынки и применяют различные стратегии инвестирования и управления рисками.

Хедж-фонды имеют право принимать денежные средства только у квалифицированных инвесторов и не могут быть предложены широкой публике. В отличие от обычных инвестиционных фондов, деятельность хедж-фондов не регулируются Центробанками, поэтому они работают с большей гибкостью, чем Паевые инвестиционные фонды.

Большинство инвестиционных стратегий хедж-фондов направлены на получение прибыли вне зависимости от того, растут или падают рынки. Менеджеры хедж-фонда часто вкладывают собственные средства в фонд, которым они управляют. Хедж-фонд, как правило, платит своему управляющему ежегодную комиссию за управление (обычно 2% от активов фонда) и плату за успех (обычно 20% от прибыли).

История Хедж-фондов

Первый хедж-фонд был основан Альфредом Уинслоу Джонсом (англ. Alfred Winslow Jones) в 1949 году. В то время Альфред Джонс писал статьи для журнала Fortune о текущих тенденциях в инвестициях. Идея заработать с помощью инвестиций пришла к нему во время работы над статьей о техническом анализе рынков. Он собрал 100 000 долларов (в том числе 40 000 долларов личных средств) и выразил намерение минимизировать риск удержания долгосрочных позиций на бирже путем коротких продаж других акций. Эти инвестиционная стратегия теперь называется классической моделью длинных/коротких позиций (Long/Short).

Джонс основал компанию A. W. Jones & Со и придумал термин «хедж-фонд». Для своего фонда он использовал стратегию одновременной покупки и продажи акций на фондовом рынке. Для повышения прибыли Джонс использовал кредитное плечо. Поскольку эта стратегия ранее не применялась, он быстро достиг успеха на фондовом рынке. За несколько лет хедж-фонд Альфреда Джонса показал лучшую доходность, чем индекс Доу-Джонса.

В 1952 году Альфред Джонс изменил структуру своего хедж-фонда, превратив его в закрытое общество с ограниченным доступом и платой 20% от прибыли управляющему фондом. В 1960-х годах хедж-фонды значительно опережали по доходности классические инвестиционные фонды, что обеспечило им большую популярность. Доходность A. W. Jones & Со с 1960 по 1965 год составила 325%. За десять лет (1955-65 г.) доходность составила 670%.

В результате этого успеха в течение короткого времени стали появляться новые хедж-фонды. Чем больше фондов использовали стратегию покупки и продажи, тем труднее хедж-фондам было добиться доходности выше среднего. Это побудило новые хедж-фонды к разработке ранее не известных стратегий инвестирования. Если первые хедж-фонды стремились застраховаться от сильных ценовых потерь, то новые фонды сосредоточились на рискованных стратегиях в стремлении достичь доходов выше среднего.

Такая тактика привела к значительным потерям во время рецессии 1969-70 годов и обвала фондового рынка в 1973-74 годах. Большинство хедж-фондов, которые использовали рискованные стратегии, прекратили свое существование.

Новое развитие хедж-фонды получили в конце 80-х годов, когда фонд Джулиана Робертсона в 1986 году показал двузначную доходность. В течение 1990-х годов количество хедж-фондов значительно увеличилось. Стратегии хедж-фондов расширились и стали включать кредитный арбитраж, покупку проблемных долгов, стратегии на облигациях и мультистратегии. Институциональные инвесторы США стали выделять часть своих портфелей для инвестирования в хедж-фонды.

В течение первого десятилетия 21-го века хедж-фонды приобретают популярность во всем мире. К 2008 году под управлением хедж-фондов было сосредоточено 1,93 триллиона долларов США, в апреле 2011 года вложения в хедж-фонды превысили 2 триллиона долларов США, в 2016 году активы хедж-фондов оценивались в 3,2 триллиона долларов США.

Стратегии Хедж-фондов

Стратегии хедж-фондов обычно подразделяются на четыре основные категории:

  1. Мировые макроэкономические показатели;
  2. Трендовые стратегии;
  3. Инвестирование на основе событий;
  4. Арбитражные стратегии.

Каждая из стратегий в этих категориях имеет разные профили риска и доходности. Фонд может использовать одну стратегию или несколько стратегий для гибкости, управления рисками и диверсификации. Проспект хедж-фонда предлагают потенциальным инвесторам информацию о ключевых аспектах фонда, включая инвестиционную стратегию фонда, тип инвестиций, лимит кредитного плеча.

Стратегии хедж-фондов включают:

  • Метод работы на рынках;
  • Используемые инструменты;
  • Сектор рынка, на котором специализируется фонд (например, технологии);
  • Метод, используемый для выбора инвестиций;
  • Объем диверсификации в рамках фонда.

Стратегии можно разделить на те, в которых методы инвестирования выбираются управляющими фонда и стратегии, в которых методы инвестирования выбираются с использованием компьютерных алгоритмов. Размер диверсификации внутри фонда может варьироваться, средства могут мультистратегическими, мультифондовыми, мультирыночными, мульти-управляющими или комбинациями стратегий распределения.

Иногда стратегии хедж-фондов описываются как «абсолютная доходность» и классифицируются как «рыночно нейтральные» или «направленные». Хедж-фонды, использующие рыночно нейтральные стратегии, имеют меньшую корреляцию с общими рыночными показателями, «нейтрализуя» эффект рыночных колебаний, в то время как хедж-фонды, использующие трендовые стратегии, зарабатывают на тенденциях и рыночных несоответствиях и имеют большую подверженность колебаниям рынка.

Мировые макроэкономические показатели

Хедж-фонды, использующие стратегии макроинвестиций, открывают большие позиции на фондовых, облигационных или валютных рынках в ожидании глобальных макроэкономических событий, с целью получения прибыли от ожидаемого движения цен. Управляющие фондов используют общий макроэкономический анализ, основанный на событиях и тенденциях мирового рынка, для определения инвестиционных возможностей. Макроэкономические стратегии обладают большой гибкостью из-за возможности использовать кредитные плечи, чтобы занять большие позиции в различных финансовых инструментах на нескольких рынках.

Стратегии, основанные на мировых макроэкономических показателях, можно разделить на дискреционный и системный подходы. Дискреционная торговля осуществляется управляющими, которые выбирают инвестиции, исходя из своих стратегий. Систематическая торговля основана на математических моделях и выполняется программным обеспечением с ограниченным участием человека. Эти стратегии также можно разделить на трендовые и контртрендовые подходы, в зависимости от того, пытается фонд получить прибыль от следования по тренду, или получает доход на разворотах трендов.

Трендовые стратегии

Трендовые инвестиционные стратегии используют рыночные тенденции, тренды и рыночные несоответствия при выборе акций на различных рынках. Эти типы стратегий больше подвержены колебаниям рынков, чем рыночно-нейтральные стратегии. Стратегии трендовых хедж-фондов часто используют стратегию Long/Short, где длинные позиции по акциям хеджируются короткими продажами опционов на акции.

В рамках трендовых стратегий существует целый ряд подстратегий:

  • Фонды «Развивающихся рынков» ориентированы на развивающиеся рынки, такие как Россия и Китай.
  • Отраслевые фонды специализируются в отдельных областях, такие как здравоохранение, финансы, металлургия, энергоносители.
  • Фонды, использующие стратегию «Фундаментального роста», инвестируют в компании с большим ростом прибыли, чем средняя прибыль компаний по всему фондовому рынку или соответствующему сектору.
  • Фонды, использующие стратегию «Фундаментальной стоимости», инвестируют в недооцененные компании.
  • Фонды, использующие стратегию «Коротких продаж», получают доход от снижения цен на акции с использованием коротких позиций.

Инвестирование на основе событий

Стратегии, основанные на событиях, касаются ситуаций, в которых инвестиционные возможности и риски связаны с событием. Инвестиционная стратегия, основанная на событиях, находит инвестиционные возможности в корпоративных событиях, таких как консолидации, поглощения, ликвидации и банкротства. Управляющие фондами, использующие такую стратегию, извлекают выгоду из несоответствия рыночной оценки до или после таких событий и занимают позицию, основанную на прогнозируемом движении ценных бумаг. Крупные институциональные инвесторы, такие как хедж-фонды, чаще следуют стратегиям, основанным на событиях, чем традиционные инвесторы в акции, поскольку у институциональных инвесторов есть опыт и ресурсы для анализа корпоративных событий на предмет инвестиционных возможностей.

Корпоративные события обычно подразделяются на три категории:

  1. Проблемные ценные бумаги;
  2. Риск-арбитраж;
  3. Нестандартные ситуации.

Проблемные ценные бумаги включают такие события, как реструктуризация, рекапитализация и банкротство. Стратегия инвестирования в проблемные ценные бумаги предполагает инвестирование в облигации компаний, находящихся на грани банкротства, или испытывающие серьезные финансовые трудности. Облигации таких компаний торгуются с большим дисконтом к их номинальной стоимости. Хедж-фонды, покупающие проблемные долги, могут помешать этим компаниям обанкротится, профинансировав краткосрочные кредиты. В то время как инвестиции, ориентированные на события в макроэкономике, лучше работают на бычьем рынке, проблемные инвестиции лучше всего работают на медвежьем рынке.

Риск-арбитраж включает такие события, как слияния, поглощения, ликвидации и рейдерские захваты компаний. Риск-арбитраж обычно состоит из покупки или продажи двух и более объединяющихся компаний, чтобы воспользоваться рыночными несоответствиями между ценой приобретения и справедливой ценой акций. Элемент риска возникает из-за вероятности того, что слияние или поглощение не будут выполнены в соответствии с планом. Управляющие хедж-фондами всегда проводят предварительный анализ сделки, чтобы оценить вероятность ее исполнения.

Нестандартные ситуации – это события, которые влияют на стоимость акций компании. К ним относятся реструктуризация компании, выделение, выпуск или обратный выкуп акций. Чтобы воспользоваться нестандартной ситуацией, управляющий хедж-фондом должен определить предстоящее событие, которое увеличит или уменьшит стоимость акций компании.

Другие стратегии на основе событий включают в себя:

  • Стратегии участия в управлении компанией, когда фонд открывает большие позиции в обыкновенных акциях компании и использует их для голосования на общем собрании акционеров;
  • Стратегии, основанные на окончательном утверждении новых фармацевтических препаратов;
  • Юридические стратегии, которые специализируются на компаниях, вовлеченных в крупные судебные процессы.

Арбитражные стратегии

Арбитражные стратегии на основе относительной стоимости используют преимущества расхождений в цене между ценными бумагами. Несоответствие цен может происходить из-за неправильной оценки ценных бумаг по сравнению со связанными ценными бумагами, базовой ценной бумагой или рынком в целом. Управляющий хедж-фонда может использовать различные виды анализа для выявления расхождений на ценные бумаги, включая математические, технические и фундаментальные методы. Арбитражные стратегии обычно рыночно нейтральны, поскольку движения рынков чаще всего не оказывают воздействия на стратегию. Подстратегии арбитражных стратегий обычно подразделяются:

  • Арбитраж долговых ценных бумаг – использование неэффективности ценообразования между связанными ценными бумагами с фиксированным доходом.
  • Рыночно-нейтральные стратегии – используют различия в ценах акций одного сектора, отрасли или страны.
  • Конвертируемый арбитраж – использование неэффективности ценообразования между конвертируемыми ценными бумагами и соответствующими акциями.
  • Арбитраж волатильности – изменение волатильности финансовых инструментов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.