Словарь финансовых терминов

Поиск по ключевым словам

ФРС

здание ФРС
Федеральная резервная система

Федеральная резервная система (ФРС, англ. Federal Reserve System, Fed) — центральный банк Соединенных Штатов.

Официальный сайт: www.federalreserve.gov

ФРС состоит из Федерального комитета по открытому рынку (FOMC), Совета управляющих, двенадцати региональных банков, расположенных в крупнейших городах США, множества банков-членов и других учреждений.

ФРС самостоятельно принимает решения о денежно-кредитной политике и операционной деятельности без одобрения президента и Конгресса США. Тем не менее, ФРС регулярно отчитывается перед Конгрессом США. Конгресс имеет право вносить поправки в законы, касающиеся деятельности ФРС.

История ФРС

Первый банк Соединенных Штатов

В 1791 году по инициативе министра финансов США Александра Гамильтона был основан «Первый банк Соединенных Штатов». Центральный банк стал одной из причин создания первых политических партий США. Федералисты выступали за центральный банк, в то время как президент Томас Джефферсон и республиканцы категорически его отвергали. Лицензия «Первого банка Соединенных Штатов» истекла в 1811 году во время пребывания на посту президента Джеймса Мэдисона и не была продлена.

Второй банк Соединенных Штатов

В конце 1815 года, в результате неконтролируемой инфляции, президент Мэдисон был вынужден выработать компромисс с Конгрессом по стабилизации валюты, что привело в 1816 году к созданию «Второго банка Соединенных Штатов». «Второй банк» по своей задаче и структуре во многом соответствовал «Первому банку». В 1832 году «Второй банк Соединенных Штатов» подвергся критике со стороны президента Эндрю Джексона и начался медленный процесс роспуска, который завершился в 1836 году.

В 1863 и 1864 годах на основе законов центрального банка были созданы национальные банки, которым Министерство финансов США разрешало печатать денежные банкноты.

Третий банк Соединенных Штатов

В конце 19 века американская экономика переживала один из худших финансовых кризисов, сопровождающийся банкротствами банков и резкими колебаниями валюты.

Предложение о создании центрального банка по европейскому образцу поступило от немецкого банкира Пола Варбурга. В 1902 году, после своего прибытия в Нью-Йорк, Пол Варбург был ошеломлен примитивным состоянием американской банковской системы. Будучи экспертом в области европейских центральных банков, Варбург раскритиковал отсутствие Центробанка США и предложил создать частный американский центральный банк по образцу немецкого Рейхсбанка.

Джейкоб Шифф, шурин Варбурга и старший партнер в ведущем банке Уолл-стрит «Kuhn, Loeb & Co.» представил его своему деловому партнеру Джеймсу Стиллману, генеральному директору City Bank of New York (ныне Citibank). Через несколько дней Варбург и Стиллман встретились. Стиллман предупредил Варбурга, что американский народ категорически отвергает центральный банк, в котором несколько человек контролируют все депозиты. Варбург указал Стиллману, что в случае паники на финансовых рынках Стиллман будет сожалеть об отсутствии центрального банка, после чего Стиллман покинул совещание.

После этого Джейкоб Шифф в течение нескольких лет предупреждал о последствиях грядущего финансового кризиса и в начале 1907 года выступил в Нью-Йоркской торговой палате, где сказал:

Если мы не создадим центральный банк с контролем над кредитованием и денежной массой, то наша страна испытает самый острый в своей истории финансовый кризис.

Уже осенью того же года разразилась паника 1907 года. Кризис заставил Стиллмана подать в отставку с поста правления City Bank of New York и одновременно придал новую актуальность созданию центрального банка США.

В результате финансового кризиса, Конгресс США решил создать более гибкую и безопасную банковскую систему. Пол Варбург был назначен советником вновь созданной Национальной денежной комиссии, которая разрабатывала предложения по реформированию банковской системы США. Национальная денежная комиссия предложила создать учреждение, которое будет управлять банками, контролировать получение кредитов и предотвращать или уменьшать финансовые и валютные кризисы.

В ноябре 1910 года, на острове Джекилл, произошла 10-дневная встреча Пола Варбурга и американских банкиров Франка Вандерлипа, Генри Дэвисона, Артура Шелтона, сенатора Нельсона Олдрича и ведущего экономиста из Гарварда Эндрю Пайетта. В течение нескольких дней был разработан подробный план по созданию Федерального резерва США, который был назван «план Олдрича».

18 сентября 1913 конгресс США принимает Закон о федеральном резерве, 23 декабря 1913 года его утверждает президент Вудро Вильсон. Закон предусматривал систему из нескольких региональных банков и совета управляющих, состоящего из семи человек. Банки, действовавшие на национальном уровне, должны присоединиться к Федеральной резервной системе. Банки-участники получают фиксированные дивиденды в размере 6%, оставшаяся прибыль выплачивается Министерству финансов США.

Реформы Федеральной резервной системы

Закон о банковской деятельности 1933 года

С момента начала Великой депрессии 1929 года экономическая политика президента Герберта Гувера и ФРС США подвергались резкой критике. Это способствовало победе Рузвельта на президентских выборах 1932 года.

Первоначально руководители региональных банков имели право принимать решения относительно политики ФРС, не принимая во внимание решения Совета управляющих Федеральной резервной системы, что могло привести к конфликтам между сторонами.

Рузвельт назначил Марринер Экклз председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Экклз разработал Закон о банковской деятельности 1933 года, который реструктурировал Федеральную резервную систему. Первоначальный Закон о федеральном резерве был расширен, чтобы обеспечить ФРС большую гибкость и функциональность.

Закон о банковской деятельности 1935 года

9 марта 1935 года Конгрессом США был принят Закон о банковской деятельности 1935 года, который дал Совету управляющих более широкие права контроля. Закон включал в себя следующее:

  • Федеральным резервным банкам были предоставлены полномочия по регулированию размера кредитов, утвержденных банками-участниками.
  • По требованию Совета управляющих осуществлять надзор за внешними связями Федеральных резервных банков.
  • Либерализировал правила для банков-участников по созданию филиалов.
  • Запрещал торговлю ценными бумагами между взаимосвязанными банками.
  • Потребовал от Федеральных резервных банков предоставить капитал в размере половины своих резервов Федеральной корпорации по страхованию вкладов.
  • Наделил Совет управляющих полномочиями регулировать процентную ставку по срочным вкладам и сберегательным депозитам в банках-участниках.

Закон о реформе Федеральной резервной системы 1977 года и закон Хамфри-Хокинса 1978 года

До середины 1970-х годов связь между ФРС и Конгрессом США была относительно слабой. Это изменилось в результате Закона о реформе Федеральной резервной системы 1977 года и Закона о полной занятости Хамфри-Хокинса 1978 года.

Этими двумя законами ограничивалась независимость Федеральной резервной системы. Отныне ФРС была обязана дважды в год представлять отчет о своих планах относительно объема различных денежных агрегатов.

Закон о международном банковском деле 1978 года

До 1978 года ФРС не допускала внешнего финансового контроля со стороны американской Счетной палаты (англ. United States Government Accountability Office, GAO). До этого момента рассматривалась только деятельность ФРС в рамках финансирования государства. С 1978 года Закон о международном банковском деле предоставил Счетной палате право проверять все, за исключением следующих моментов:

  1. Операции с иностранными центральными банками, правительствами или международными финансовыми организациями, которые не находятся в частной собственности.
  2. Решения по денежно-кредитной политике, включая процентные ставки, резервы и операции на открытом рынке.
  3. Сделки Федерального комитета по открытому рынку.

Закон о валютном контроле 1980 года

Закон о валютном контроле (англ. Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act), вступивший в силу в июне 1981 года, наделил федеральные резервные банки полномочиями приобретать не только государственный долг США, но и государственный долг других стран.

Органы Федеральной резервной системы

Федеральная резервная система состоит из следующих компонентов:

  1. Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC);
  2. Совет управляющих;
  3. Федеральные резервные банки (региональные центральные банки);
  4. Банки-участники;
  5. Различные консультационные советы.

Федеральный комитет по открытому рынку (англ. Federal Open Market Committee, FOMC) — основной орган ФРС, управляет денежно-кредитной и валютной политикой Соединенных Штатов.

В задачи FOMC входит проведение сделок на открытом рынке и изменение ключевой ставки. Кроме того, Комитет может принимать решения об интервенциях на валютном рынке, влияя на курс доллара США относительно других валют.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из двенадцати членов: президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, семи членов Совета управляющих и четырех членов, которые выбираются ежегодно по очереди из двенадцати председателей региональных Федеральных резервных банков.

Совет управляющих ФРС (англ. Board of Governors of the Federal Reserve System) состоит из семи членов, назначенных президентом Соединенных Штатов и избираемых с согласия сената на 14 лет. Члены правления не могут быть переизбраны после окончания срока их полномочий.

Задачей Совета управляющих является реализация решений, принятых Федеральным комитетом по открытому рынку (FOMC).

Также Совет управляющих назначает трех директоров для каждого из двенадцати Федеральных резервных банков. Остальные шесть директоров каждого Федерального резервного банка назначаются банками-участниками.

Федеральные резервные банкиБанки США, начиная с определенного размера, по закону обязаны быть членами Федеральной резервной системы. ФРС состоит из двенадцати банковских округов, в каждом из которых есть Федеральный резервный банк.

Крупнейшим из них является Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Каждый из этих банков финансируется за счет финансового капитала банков-участников.

Роли и обязанности ФРС

Основными задачами Федеральной резервной системы являются:

  • Выполнение обязанностей центрального банка США;
  • Поддержание функционирующей платежной системы;
  • Мониторинг ежедневно производимой и уничтожаемой денежной массы (в сотрудничестве с монетным двором США и Управлением по чеканке и печати);
  • Мониторинг и регулирование банковской деятельности;
  • Публикация экономического отчета «Бежевая книга»;
  • Осуществление денежно-кредитной политики посредством операций на открытом рынке, корректировки учетной ставки и изменения минимального резерва.

Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики ФРС определены в Законе о Федеральной резервной системе:

  • Высокий уровень занятости;
  • Умеренные долгосрочные процентные ставки;
  • Стабильность цен.

Инструменты денежно-кредитной политики:

  • Дисконтные кредиты;
  • Минимальный резерв;
  • Операции на открытом рынке;
  • Проценты по установленным резервам и избыточным запасам.

Государственное учреждение с частными акционерами

герб Federal Reserve SystemФедеральная резервная система является государственным учреждением, которое имеет частных акционеров. ФРС была основана федеральным законом, поэтому изменение ее структуры и задач возможно только законодательным органом США.

Двенадцать региональных Федеральных резервных банков организованы в форме акционерных обществ, акционерами которых являются частные банки, действующие в своих округах. Однако, в случае с Федеральными резервными банками, права акционеров имеют мало общего с публичными компаниями. Частные банки, в силу закона, являются акционерами Федеральных резервных банков и не имеют свободного выбора относительно того, какие средства они могут инвестировать в Федеральный банк.

Акции Федеральных резервных банков, в отличие от обычных акций, не подлежат передаче. Тем не менее, акции частных банков, которые являются акционерами двенадцати Федеральных резервных банков, могут свободно передаваться и продаваться. Члены комитетов, которые принимают решение о денежно-кредитной политике ФРС, не избираются акционерами, как это было бы в публичной компании, а выдвигаются президентом США и утверждаются Сенатом.

Распределение прибыли ФРС существенно отличается от распределения прибыли частных компаний. Частные банки, владеющие акциями Федеральных резервных банков, получают заранее закрепленные законом фиксированные дивиденды (6%). Остальная прибыль поступает в федеральный бюджет США.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.