Спред
Спред (англ. Spread) – разница между лучшей ценой продажи и лучшей ценой покупки ценной бумаги, которую предлагают продавцы и покупатели на рынке ценных бумаг.
Размер спреда в ценной бумаге является одним из показателей ликвидности рынка и влияет на стоимость сделки (покупки и последующей продажи ценной бумаги), так как расходы на сделку обычно складываются из комиссии за покупку и продажу актива, плюс спред между ценами покупки и продажи.
Содержание:
Величина спреда
Спред является отражением спроса и предложения на конкретный актив. Заявки на покупку представляют спрос, а цены продажи представляют предложение актива. Количество заявок на покупку и продажу могут оказать существенное влияние на спред между спросом и предложением, увеличив или уменьшив его, если количество одних заявок значительно перевешивает противоположные заявки. Спред также увеличивается, если одновременно снижается количество продавцов и покупателей и уменьшается, если в ценной бумаге одновременно появляется много заявок на покупку и продажу.
Пример расчета величины спреда
Если продавец предлагает ценную бумагу за 50 рублей (самая низкая цена продажи на данный момент), а покупатель готов купить ее за 45 рублей (самая высокая цена из предложенных), то спред составляет 5 рублей.
Обычно величина спреда выражается в процентах от самой низкой цены продажи. Спред в процентах равен: 5/50*100=10%.
Зависимость спреда от ликвидности ценной бумаги
Размер спреда разных активов отличается из-за разницы в ликвидности каждого актива и рынка, на котором торгуется финансовый инструмент. Наиболее ликвидные ценные бумаги имеют самые узкие спреды. Валюта считается самым ликвидным активом в мире, а спреды на валютном рынке не превышают сотой доли процента. Менее ликвидные рынки, такие как акции второго эшелона, могут иметь спред в 1-2%.
Во время резких движений рынка спреды обычно расширяются из-за дисбаланса между продавцами и покупателями и расширения спреда маркетмейкерами, которые снижают риск своих убытков, компенсируя возросшее количество убыточных сделок увеличением дохода от расширения спреда.
Издержки торговли
Маркетмейкеры зарабатывают на спреде, одновременно выставляя заявки на покупку и продажу на границах спреда. Остальные трейдеры вынуждены торговать, покупая и продавая ценные бумаги маркетмейкеру.
Чтобы не терять на разнице цен в неликвидных финансовых инструментах, трейдерам следует выставлять лимитированные заявки на покупку и продажу ценной бумаги внутри спреда.