Словарь финансовых терминов

Поиск по ключевым словам

Рынок капитала

Рынок капитала
Рынок капитала

Рынок капитала (англ. Capital market) — часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. Финансисты называют такие денежные средства «Длинные деньги». На рынке капитала происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

К инструментам рынка капитала обычно относят три категории инвестиционных продуктов:

Содержание:

Облигации

Облигация представляет собой долговое обязательство, эмитированное на определенных условиях с целью привлечения дополнительного капитала и представленное в такой форме, которая позволяет ей свободно обращаться на рынке.

К основным характеристикам облигации относятся:

  • Номинальная стоимость — представляет собой основную сумму долга, которая подлежит возмещению при наступлении срока погашения облигации.
  • Срок обращения (срок до погашения) — период от даты выпуска до даты погашения, при наступлении которой владельцу облигации выплачивается номинальная стоимость (цена погашения).
  • Купонная ставка — отношение регулярно выплачиваемого владельцу облигации купонного дохода к номинальной стоимости облигации.

Хотя купон является постоянной величиной, это не означает, что текущая доходность по облигациям является фиксированной. Доходность зависит от:

  • Уровня процентных ставок;
  • Общего экономического фона;
  • Уровня инфляции в стране.

Облигации могут быть либо на предъявителя, либо именные, владельцы которых регистрируются, а права собственности учитываются в реестре. Ведением реестра занимается эмитент либо специализированная организация.

Один из видов именных облигаций — облигации с отрывным купоном, то есть облигации, права собственности на которые учитываются только в отношении основной суммы долга (номинальной стоимости), а купоны выпускаются в форме бумаг на предъявителя.

Облигация может быть выпущена с дисконтом, то есть скидкой (в процентах от номинальной стоимости). Такая облигация называется дисконтной. Как правило, облигации, по которым эмитент не несет обязательств по выплате купонного дохода, так называемые бескупонные облигации, размещаются с дисконтом.

Эмитент заинтересован в минимальной цене заимствования. Но в общем случае и уровень купонной ставки и размер дисконта будет в значительной степени зависеть от:

  • Соотношения спроса и предложения на рынке ссудного капитала;
  • Кредитного рейтинга эмитента;
  • Условий выпуска и обращения других долговых обязательств данного эмитента;
  • Прочих характеристик данного выпуска облигаций, таких как наличие обеспечения или конвертируемость облигаций.

Последние две характеристики облигаций разделяют облигации на обеспеченные и необеспеченные имуществом эмитента, а также на конвертируемые и неконвертируемые  облигации.

Акции

Альтернативный путь привлечения дополнительного капитала – выпуск долевых ценных бумаг на неопределенный срок – выпуск акций.

Акция — это ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца (в общем случае) на часть капитала компании, на часть полученной компанией прибыли (в виде дивидендов), и на участие в управлении компанией через голосование на общем собрании акционеров.

Привилегированные и обыкновенные акции

Существуют два основных типа акций, которые компания может выпускать: привилегированные и обыкновенные. Привилегированные акции предоставляют их владельцам преимущество по сравнению с владельцами обыкновенных акций:

  1. В случае ликвидации компании выплаты владельцам привилегированных акций будут осуществляться в первую очередь после расчетов с кредиторами и владельцами выпущенных компанией облигаций (благодаря этому свойству привилегированная акция называется старшей корпоративной ценной бумагой).
  2. Владельцы привилегированных акций имеют преимущество при распределении полученной компанией прибыли.

Распределяемая между акционерами чистая прибыль на одну акцию называется дивидендом.

По привилегированным акциям размер дивиденда является фиксированным, а выплата дивиденда осуществляется в приоритетном порядке по сравнению с выплатой дивидендов по обыкновенным акциям, размер которых объявляется советом директоров общества по итогам финансового года и утверждается общим годовым собранием акционеров.

Среди характеристик акций необходимо упомянуть следующие:

  • Номинальная стоимость акции представляет собой произвольную величину, установленную для акции в документах, направляемых для утверждения регистрирующему органу при создании корпорации. Законодательство в некоторых странах допускает выпуск акций без указания определенной номинальной стоимости, т.е. безноминальных акций, но в тоже время требует для таких акций указания объявленной стоимости (stated value) в целях бухгалтерского учета. Следует отметить, что для инвестора номинальная (объявленная) стоимость не имеет существенного значения, в отличие от рыночной стоимости.
  • Рыночная стоимость складывается под воздействием законов спроса и предложения, а также множества прочих факторов, влияющих на цену.
  • Права, удостоверяемые акцией:

Право голоса
В общем случае «правом голоса» обладают только владельцы обыкновенных акций, реализующие свое право путем личного присутствия на общих собраниях акционеров или путем голосования через доверенных лиц (proxy).
Возможно два типа голосования:

  1. Голосование «одна акция — один голос» (англ. Statutory Voting)
  2. Кумулятивное голосование

Право на получение информации о деятельности компании
Существует обязательный перечень информации (установленный законодательно), на получение которой акционеры общества имеют право (список акционеров, финансовые отчеты и пр.).

Преимущественное право приобретения акций дополнительных выпусков
Если компания принимает решение о новом выпуске акций, то, как правило, владельцы обыкновенных акций обладают т.н. преимущественным правом приобретения акций этого выпуска, обычно пропорционально имеющейся доле в акционерном капитале компании.

Проблема структуры капитала, означает выбор оптимального для компании соотношения заемных и собственных средств.

В случае, когда заемные средства заметно превышают собственный капитал, то компания может стать чувствительной к любым неблагоприятным изменениям на рынке. В то же время маленькая доля заемных средств по отношению к собственному капиталу (финансирование текущих потребностей исключительно путем дополнительных выпусков акций) может выразиться в замедлении темпов роста прибыли на одну акцию компании или вылиться в перенасыщение рынка акциями. Оба варианта развития событий могут привести к падению рыночных цен акций и сделать компанию открытой для поглощения конкурентами.

Финансовые инструменты, дающие право на другие инструменты

Инструменты, дающие право на другие инструменты, можно разделить на:

  1. Инструменты, которые создаются самими компаниями-эмитентами
  2. Производные ценные бумаги (деривативы) — инструменты, искусственно создаваемые рынком для целей спекуляции или страхования рисков

Примером первой группы инструментов являются варранты – права на покупку ценных бумаг компании-эмитента по определенной цене в какой-то конкретный момент в будущем. Базовым активом (на приобретение которого предоставляется право) могут выступать акции или облигации. Варранты выпускаются для того, чтобы сделать базовый актив более привлекательным и, как правило, могут свободно обращаться на рынке.

Примером второй группы инструментов являются производные ценные бумаги или деривативы. Существование производных ценных бумаг поставлено в зависимость от существования базового актива, а так же цена деривативов зависит (производна) от цены базового актива.

Производные инструменты включают:

  1. Фьючерсы — обязательства продать (купить) базовый актив в будущем по цене, оговоренной в настоящем.
  2. Опционы — права продать (купить) базовый актив в будущем по цене, оговоренной в настоящем.
  3. Свопы — обязательства по обмену активами для улучшения их структуры по срокам или снижения рисков.
  4. Соглашения о будущих процентных ставках (Forward Rate Agreements-FRAs).

Деривативы могут использоваться:

  • Спекуляции;
  • Арбитраж (безрискового получения прибыли за счет разницы цен на финансовые активы на различных рынках);
  • Хеджирование (страхования рисков получения убытков от изменения цен на финансовые активы).

Операции с деривативами относятся к классу операций с повышенной степенью риска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.