Словарь финансовых терминов

Search Knowledge Base by Keyword

Модели рынка

модели рынка

Равновесная цена устанавливается только на рынке совершенной конкуренции, то есть рынке стандартизованного товара с большим количеством контрагентов (продавцов и покупателей). Примером такого рынка теоретически может служить организованный биржевой рынок, на котором аукционным (или иным способом) продаются и покупаются ценные бумаги.

В реальной экономике редко удается найти совершенную конкуренцию. Для большинства стран характерны промежуточные рыночные структуры, которые объединяют в себе черты двух крайностей — конкуренции и монополии.

Модели рынка

Обычно выделяют четыре отличных друг от друга модели рынка:

  1. Чистая конкуренция
  2. Чистая монополия
  3. Монополистическая конкуренция
  4. Олигополия

Для модели «чистая конкуренция» характерно очень большое количество производителей товара или услуги, стандартизированный продукт и отсутствие внешнего контроля над установлением цен. Черты чистой конкуренции можно увидеть в сельском хозяйстве, на фондовых и валютных рынках.

В условиях «чистой монополии» на рынке существуют лишь один производитель продукта или услуги, для которых не существует подобных заменителей.

Для рынка «монополистической конкуренции» характерно относительно большое (но существенно меньшее, чем при чистой конкуренции) количество конкурирующих компаний, высокий уровень дифференциации производимой продукции (производится много наименований и видов сравнительно однородных товаров), а также наличие ограниченного контроля над ценой. В явном виде эта модель наблюдается в легкой промышленности или розничной торговле.

Для модели «олигополии» характерно присутствие на рынке ограниченного числа компаний (как правило от 2 до 10-20). Производимые товары могут быть как стандартизированными (сырье, машины и оборудование), так и высокодифференцированными (широкий спектр потребительских товаров), а также наблюдается значительный контроль над ценами в различных формах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.