IPO

Первое публичное предложение (англ. Initial public offering, IPO) – первая публичная продажа акций эмитента неограниченному кругу лиц.
После проведения IPO акции компании свободно торгуются на фондовой бирже и на них устанавливается рыночная цена.
Содержание:
Классификация IPO
В процессе проведения IPO инвесторам могут быть предложены акции основного или дополнительных выпусков:
- PPO (англ. Primary Public Offering) – первое публичное предложение акций акционерного общества. Данный вариант считается классическим вариантом IPO.
- SPO (англ. Secondary Public Offering) – второе публичное предложение акций акционерного общества. В ходе этого размещения инвесторам предлагается дополнительный выпуск акций.
- Follow-on («доразмещение») – акции компании уже торгуются на бирже. В процессе доразмещения происходит новая продажа дополнительного выпуска акций.
Цель проведения IPO
Первое публичное предложение акций позволяет привлечь финансовые ресурсы в компанию, получить рыночную оценку акций, улучшить имидж компании в глазах инвесторов. Рост рейтинга доверия в инвестиционной среде обычно приводит к новым инвестициям и возможности получения банковских кредитов под залог акций компании.
К недостаткам IPO относят: длительность процесса размещения акций, весомые издержки, необходимость прогнозирования влияния принимаемых решений на курсовую стоимость акций, раскрытие информации (в том числе ранее не афиширующийся).
Этапы IPO
Существует ряд этапов, которые компания проходит при первом публичном предложении акций:
Подготовительный этап
- Принятие решение об IPO – на данном этапе руководство компании оценивает свое финансово-хозяйственное положение, информационную открытость и выявляет другие аспекты, которые могут помешать успешному размещению акций на фондовой бирже.
- Выбор площадки для размещения акций компании – российские акционерные общества могут размещаться как на Московской бирже, так и проводить IPO на западных площадках (NYSE, Nasdaq, Гонконгской фондовой бирже).
- Подготовка компании к публичному статусу.
- Due diligence (должная добросовестность) – целью является формирование всестороннего объективного представления о компании посредством выявления существующих рисков и описания их в информационном меморандуме для дальнейшей защиты от возможных судебных разбирательств в будущем.
- Подготовка и аудит финансовой отчетности.
- Юридическая экспертиза бизнеса.
- Оценка технологического и кадрового потенциала.
- Маркетинговый анализ деятельности.
- Совершенствование корпоративного управления.
- Оценка бизнеса.
- Повышение инвестиционной привлекательности и реорганизация компании.
- Оптимизация организационной структуры.
- Соблюдение наилучших принципов корпоративного управления.
- Формирование команды по размещению – консультанты, брокеры, андеррайтеры, с которыми согласовывается детали Первого публичного предложения акций.
- Информационное и PR сопровождение – целью является продвижение информации о компании, позиционирование компании на рынке как открытой компании, формирование имиджа компании как надежного объекта для инвестиций.
- Разработка информационного меморандума – документа, содержащего информацию для инвесторов, позволяющих им принять решение о покупке акций. В меморандуме содержится информация о количестве выпускаемых акций, цене за одну акцию, дивидендной политике компании.
Маркетинговый этап
- Проведение Road Show – гастроли руководства компании по крупным городам с целью проведения встреч с потенциальными инвесторами.
- Презентация для аналитиков.
- Презентация для инвесторов.
- Составление книги заявок и определение цены размещения.
Размещение акций и подведение итогов
- Подготовка выпуска ценных бумаг и проспекта ценных бумаг.
- Регистрация проспекта эмиссии.
- Листинг на бирже.
Поддержание рынка после размещения акций
На данном этапе проводится оценка эффективности Первого публичного предложения и с помощью маркетмейкеров рыночной стоимости акций не дают опуститься ниже установленного минимума в течении срока стабилизации (обычно 30 дней).