Словарь финансовых терминов

Search Knowledge Base by Keyword

Факторы спроса

Спрос – показатель платежеспособности покупателей товара, их желание и возможность купить данный товар по определенной цене. Факторы спроса влияют на решение покупателей относительно количества и цены покупаемого товара. Чем ниже цена товара, тем больше его покупают и наоборот.

Эту зависимость называют законом спроса. Согласно закону спроса, при неизменности других внешних и внутренних факторов, спрос обратно пропорционален цене на товар.

факторы спроса
Факторы спроса

Спрос характеризуется своей величиной. Он показывает желание и возможность покупки определенного товара в конкретном количестве. Спрос показывает потенциальную платежеспособность покупателей.

Другими словами, на основе математических моделей рассчитывается величина спроса, на которую могут ориентироваться производители товара. Но это не означает, что сделка состоится. На величину спроса влияет множество факторов, как ценовых, так и не ценовых, которые могут изменить величину спроса покупателей в ту или иную сторону.

Ценовые факторы спроса

К ценовым факторам спроса относится все, что связано с ценой. К ним относятся:

  • Цена на товар. Чем ниже цена на товар, тем выше будет спрос.
  • Цена на аналогичный товар. Если цена на аналогичный товар растет, то спрос перетекает на его аналог, которым можно заменить товар. Если падает цена на кофе, то спрос на чай уменьшается и возрастает цена на кофе.
  • Цены на сопутствующие товары. Если растут цены на бензин, то спрос на автомобили падает или перетекает на автомобили с меньшим объемом двигателя.

Неценовые факторы спроса

Кроме ценовых факторов спроса существуют зависимости, которые не относятся к цене на товар. Они называются неценовые факторы спроса. К ним относятся:

  • Доходы покупателей. При увеличении дохода увеличивается количество покупок и спрос перетекает в более дорогую категорию товаров, которая отличается высоким качеством и более высокой ценой. Спрос на товары низшей ценовой категории может упасть, так как покупатели могут позволить себе то же количество товара по более высокой цене.
  • Ожидания покупателей. Если покупатели уверены, что цена на определенную группу товаров повысится, то это приводит к краткосрочному увеличению покупательского спроса.
  • Увеличение или уменьшение рынка сбыта. Это может быть связано с миграцией покупателей или с демографической ситуацией на рынке. Снижение рождаемости дает через 20-30 лет снижение спроса на недвижимость.
  • Качество товара. Если качество товара падает, при неизменной цене, покупательский спрос начнет перемещаться на аналогичные товары.
  • Наличие заменителей. Если на рынке появляется товар с аналогичными свойствами, то часть спроса перетекает на новый товар.
  • Реклама, мода и вкус покупателей. Агрессивная PR-компания может изменить спрос покупателей на другую марку автомобиля, одежды или сменить приоритеты на более здоровый образ жизни, экологию и соответственно замену поездкам на автомобиле велосипедом или электромобилем.
  • Сезонность. Один из основных факторов, влияющих на спрос покупателей. Характерным примером может служить продажа овощей. Осенью цены падают, весной цены растут.

Последним фактором, который относится к факторам спроса, является эластичность спроса. Эластичность спроса показывает, как быстро меняется спрос на товар или услугу в результате роста или снижения цены. На эластичность спроса влияет потребность покупателя в данном товаре. На товары первой необходимости спрос будет оставаться практически постоянным, несмотря на широкие колебания цен. Рост цен на хлеб, молоко практически не изменит спрос на эти товары, но уменьшит спрос на товары, которые относятся к предметам роскоши. Рост доходов покупателей увеличит спрос на предметы роскоши, но практически не окажет влияние на товары первой необходимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.