Справочник фондового рынка

Search Knowledge Base by Keyword

Внешэкономбанк

ВЭБ
Внешэкономбанк

Внешэкономбанк, ВЭБ (англ. Vnesheconombank, VEB) — российский государственный банк развития и внешнеэкономической деятельности, предназначенный для финансирования проектов, направленных на развитие российской экономики. ВЭБ не занимается розничной банковской деятельностью.

Официальный сайт: veb.ru

В переводе на английский название банка означает «Банк внешнеэкономической деятельности», хотя обычно его называют «Российский банк развития», а сам он называет себя «Государственная корпорация Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

В структуру группы входит ряд банковских активов в России (Росэксимбанк, МСП Банк), Белоруссии (Банк БелВЭБ) и на Украине (Проминвестбанк). Также более трети консолидированного баланса приходится на санированные в кризис банки и другие дочерние компании финансового сектора (ВЭБ-Лизинг, ВЭБ Капитал).

Деятельность ВЭБ

Правительство России использует Внешэкономбанк для поддержки и развития российской экономики, а также для управления российскими государственными долгами и пенсионными фондами. Это является частью плана правительства по диверсификации российской экономики, и для этого банк получает средства напрямую из федерального бюджета.

Банк используется для финансирования промышленных и инфраструктурных проектов, а также внебюджетных расходов на государственные проекты, такие как зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи. Еще одна из его неофициальных функций состоит в том, чтобы действовать как фонд спасения для несостоятельных предприятий.

История Внешэкономбанка

Ранняя история

В 1922 году шведский финансист Улоф Ашберг основал первый в Советском Союзе международный банк «Роскомбанк» (Русский коммерческий банк).

В 1924 году банк был переименован во Внешторгбанк (Внешнеторговый банк СССР), акционерный банк. В 1988 году Внешторгбанк был переименован во Внешэкономбанк (Банк внешнеэкономической деятельности СССР).

Постсоветская история

В 2002 году была проведена реструктуризация Внешэкономбанка. ВЭБ активизировал свои усилия по обслуживанию государственных программ, сократил масштабы своей коммерческой деятельности и уделил более приоритетное внимание поддержке структурных реформ правительства.

В апреле 2002 года ВЭБ был назначен агентом по инвестированию временно свободных активов Пенсионного фонда в ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, а в январе 2003 года было сформировано специальное структурное подразделение по доверительному управлению пенсионными накоплениями граждан.

В период с 2005 по 2006 год активы и пассивы банка увеличились вдвое, с 6 до 12 млрд. долларов, а доход вырос с 239 до 301 млн. долларов.

Наши дни

В апреле 2007 года Государственная Дума России приняла федеральный закон № 82-ФЗ «О Банке Развития», который регламентировал правовые условия ВЭБа и сделал его государственным банком. Владимир Путин увеличил кредитование, когда стал председателем Банка в 2008 году.

К концу 2009 года ВЭБ в четыре раза увеличил свои активы почти до 2 трлн. рублей. В 2009 году ВЭБ рассматривался правительством как внебюджетный фонд, используемый для покрытия бюджетных расходов.

В июле 2014 года Министерство финансов США ввело экономические санкции, которые запрещали американским гражданам вести дела с ВЭБом после пророссийских беспорядков 2014 года на Украине. В период с 2014 по 2017 год Министерство финансов России потратило на поддержку банка 10 млрд. долларов.

ВЭБ понес огромные убытки в 2014-2015 годах, что привело к государственной помощи в размере 330 млрд. руб. в 2015 году, затем 150 млрд. рублей в 2016 году и 150 млрд. рублей в 2017 году. ВЭБ был основным кредитором зимних Олимпийских игр 2014 года. Доход, полученный от зимних Олимпийских игр 2014 года, не соответствовал первоначальным прогнозам по доходности, так как многие кредиты были реструктуризированы.

В марте 2016 года банку было обещано 2,2 млрд. долларов финансовой помощи от российского правительства. Сергей Горьков, бывший топ-менеджер Сбербанка, был назначен руководителем ВЭБа и разработал стратегию, которая включала продажу непрофильных активов.

В марте 2017 года Украина наложила санкции на Внешэкономбанк и другие российские государственные банки, работающие на Украине (Сбербанк, Банк ВТБ, VS Bank, Проминвестбанк и БМ Банк). После этого ВЭБ попытался продать свою украинскую дочернюю компанию.

В 2017 году долг банка составил 17 млрд. долларов, в том числе 14,2 млрд. долларов на Украине. В январе 2017 года Горьков обнародовал «стратегию 2021», в которой прогнозировалось освобождение от санкций, возобновление заимствований в США и смещение рисков для государственного бюджета. Согласно отчету The New York Times, опубликованному в мае 2017 года, 40% кредитов банка были подвержены риску дефолта.

В мае 2018 года Игорь Шувалов сменил Горькова на посту нового председателя ВЭБа. В июле 2018 года банк запросил у российского правительства дополнительную помощь в размере 16 млрд. долларов. В октябре 2018 года банк объявил о планах ребрендинга, изменив свое название на «Национальный институт развития» и подтвердив, что к 2024 году ему будут выделены субсидии из федерального бюджета в размере 600 млрд. рублей, в дополнение к 125 млрд. рублей, полученным в 2018 году.

Особенности кредитного профиля ВЭБ

  • Высокий потенциал поддержки со стороны государства. Банк полностью принадлежит государству, и его кредитный риск напрямую зависит от суверенного риска страны. Основной ресурс фондирования – средства федерального бюджета в виде прямых взносов в капитал, а также заемные средства от госструктур.
  • Институт развития. Банк выступает основным агентом по реализации государственных мер, направленных на развитие экономики страны, а именно: участвует в программах финансирования инфраструктурных проектов, развития экспорта, малого и среднего предпринимательства (через дочерний МСП Банк) и рынка ипотечного кредитования. При этом специфика деятельности обусловливает невысокие показатели рентабельности бизнеса.
  • Поддержка финансовой системы. С октября 2008 г. ВЭБ осуществляет меры в рамках федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» (№173-ФЗ). Также банк участвовал в санировании проблемных Банка Глобэкс и Связь-Банка, активы которых на начало 2013 года составляли 17% баланса группы.
  • Особенности регулирования. Правовой статус и деятельность ВЭБа регулируются федеральным законом «О банке развития» (№82-ФЗ, принят 17 мая 2007 г.). При этом у ВЭБа нет банковской лицензии: на него не распространяются требования ЦБ РФ об обязательной публикации финансовых показателей, и он не может привлекать средства населения.
  • Качество активов. Специфика работы с крупными клиентами подразумевает высокую концентрацию кредитного портфеля: на долю трех крупнейших заемщиков приходится 15.5% кредитов по итогам 2013 года, еще 10 крупнейших клиентов составляли 18.6% портфеля. При этом в структуре портфеля преобладают займы компаниям сектора строительства и недвижимости (21%), производства (20%) и финансов (17%).

Кредитный риск Внешэкономбанка полностью соотносится с суверенным риском ввиду уникального статуса эмитента как института развития. Банк располагает наиболее крепким потенциалом поддержки со стороны государства, которая проявляется в предоставлении средств путем вливаний в капитал и выделении заемных ресурсов в рамках реализации госпрограмм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.