Справочник фондового рынка

Search Knowledge Base by Keyword

Джон Пирпонт Морган

Джон Пирпонт Морган
Джон Пирпонт Морган

Джон Пирпонт Морган старший (англ. John Pierpont Morgan Sr.; 17 апреля 1837 – 31 марта 1913) – один из самых влиятельных американских банкиров конца 19-го — начала 20-го веков, который стоял у истоков создания сталелитейной промышленности, сети железных дорог США, международной судоходной торговли и организации крупнейших корпораций Соединенных Штатов Америки.

В 1870-х и 1880-х годах Морган финансирует работы Томаса Эдисона и Николы Тесла. Совместно с Эдисоном Джон Морган основал компанию Edison General Electric. В 1892 году Морган объединил Edison General Electric и Thomson-Houston Electric Company, чтобы сформировать General Electric.

В 1903 году Морган инвестировал в молодую автомобильную промышленность, приобретя две трети уставного капитала Maxwell Briscoe Motor Company. Компания стала третьим по величине производителем автомобилей в США, а затем была преобразована в Chrysler Corporation.

Он также сыграл важную роль в формировании United States Steel Corporation, International Harvester и AT&T. В начале двадцатого века Морган и его партнеры владели большинством крупнейших корпорации Америки и оказывали значительное влияние на финансы страны и Конгресс США.

Морган руководил банковской коалицией, которая остановила панику 1907 года. Он был ведущим финансистом прогрессивной эпохи, и его деятельность помогла преобразовать американскую промышленность. Адриан Вулдридж охарактеризовал Моргана как «величайшего банкира Америки».

Детство и образование

Джон Морган родился 17 апреля 1837 года в состоятельной семье Морганов в Хартфорде, штат Коннектикут. Его родителями были Джуниус Спенсер Морган и Джульетта Пирпонт.

Осенью 1848 года Морган поступает в Государственную школу Хартфорда, а затем в Епископальную академию в Чешире, штат Коннектикут (ныне Чеширская академия). В сентябре 1851 года Морган сдает вступительные экзамены в английскую среднюю школу Бостона, специализировавшуюся на математике.

После окончания школы отец отправляет его в Бельрив, школу в швейцарской деревне Ла Тур-де-Пельц, где он научился говорить по-французски. Затем отец отправляет его в Геттингенский университет, чтобы улучшить его немецкий язык. За шесть месяцев Морган овладел немецким языком, а также получил степень в области истории искусств, после чего вернулся в Лондон, завершив образование.

Карьера Джона Моргана

Ранние годы

John Pierpont Morgan
John Pierpont Morgan

Джон Морган занялся банковским делом в 1857 году в лондонском филиале торговой банковской фирмы «Peabody, Morgan & Co.», владельцами которой являлись его отец и Джордж Пибоди. В 1858 году он переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру в банковском доме «Duncan, Sherman & Company», который являлся американским филиалом «George Peabody and Company».

Во время Гражданской войны в США (1861-1865 год) Морган финансировал покупку пяти тысяч неисправных винтовок из армейского арсенала по 3,50 доллара каждая, которые затем под видом исправных перепродавались одному из полевых генералов по 22 доллара. Как и многие богатые люди того времени, Морган избежал всеобщей мобилизации во время войны, заплатив 300 долларов официальных отступных.

С 1860 по 1864 год Морган возглавлял в Нью-Йорке компанию «J. Pierpont Morgan & Company». С 1864 по 1872 год Морган был совладельцем компании «Dabney, Morgan, and Company». В 1871 году он заключил партнерское соглашение с «Drexels of Philadelphia», чтобы создать Нью-Йоркскую фирму «Drexel, Morgan & Company».

J. P. Morgan & Company

После смерти Энтони Дрекселя в 1895 году, фирма была переименована в «J. P. Morgan & Company». Компания имела тесные связи с «Drexel & Company» в Филадельфии, «Morgan, Harjes & Company» в Париже и «J. S. Morgan & Company» в Лондоне. К 1900 году, это был один из самых мощных банковских домов мира, предшественник современного финансового гиганта «J.P. Morgan Chase».

Железные дороги

В 1869 году Морган перехватил контроль над железной дорогой «Олбани и Саскуэханна» у Джея Гулда и Джима Фиска, возглавив синдикат, который стал активно участвовать в развитии и финансировании железнодорожной империи путем реорганизации и консолидации во всех частях Соединенных Штатов. Морган получал огромные средства у европейских инвесторов и вкладывал их в реорганизацию железных дорог с целью повышения эффективности железнодорожных перевозок и создания интегрированной транспортной системы Америки.

В 1885 году он реорганизовал железную дорогу «Нью-Йорк, Уэст-Шор и Буффало». В 1886 году он реорганизовал «Филадельфию и Рединг», а в 1888 году «Чесапик и Огайо». После того, как конгресс принял закон о межгосударственной торговле в 1887 году, Морган организовал конференции в 1889 и 1890 годах, в которых приняли участие президенты железных дорог. На них была заложена основа создания сообщества интересов среди конкурирующих сторон и проложен путь к великим консолидациям начала 20-го века.

В 1904 году «Северо-Тихоокеанская железная дорога» объявляет о своем банкротстве. Последовала сложная финансовая битва за контроль над железной дорогой. Компромисс был достигнут с участием Моргана, нью-йоркского финансиста Харримана и строителя железных дорог Сент-Пола.

Чтобы уменьшить конкуренцию на Среднем Западе, они в 1901 году создали «Northern Securities Company», которая объединила три самые важные железные дороги региона: «Северо-Тихоокеанскую железную дорогу», «Великую Северную железную дорогу» и «Железную дорогу Чикаго, Берлингтона и Куинси».

Неожиданно компаньоны столкнулись с противодействием со стороны президента США Теодора Рузвельта. Он считал гигантскую корпорацию незаконной в соответствии с Антимонопольным актом Шермана, принятого в 1890 году. В 1902 году Рузвельт приказал Министерству юстиции подать в суд, чтобы разделить компанию. В 1904 году Верховный суд распустил «Northern Securities Company». Морган не потерял вложенные деньги, но пострадала его всемогущая политическая репутация.

Золотой запас США

В 1895 году, в самый разгар паники 1893 года, в Федеральном казначействе почти не осталось золота. Морган предложил федеральному правительству план покупки золота в его европейских банках, но он был отклонен в пользу плана по продаже облигаций непосредственно широкой публике для преодоления кризиса. Морган, уверенный, что для реализации такого плана недостаточно времени, потребовал встречи с президентом США Гровером Кливлендом, где он заявил, что если не будет немедленно принят его план, правительство может объявлять дефолт.

Морган разработал план продажи Морганом и Ротшильдами 3,5 миллиона унций золота напрямую Казначейству США для восстановления профицита казначейства в обмен на 30-летние государственные облигации. Этот эпизод спас казначейство, но ухудшил позиции президента Кливленда и стал проблемой на выборах 1896 года. Со своей стороны Морган поддержал республиканца Уильяма Маккинли, который был избран президентом США в 1896 и переизбран в 1900 году.

Сталь

В 1900 году Морган начал переговоры с Эндрю Карнеги и Чарльзом Швабом, президентом «Carnegie Co». Цель переговоров заключалась в покупке сталелитейного бизнеса Карнеги и объединении его с несколькими другими сталелитейными, угольными, горнодобывающими и судоходными компаниями. Карнеги согласился продать бизнес Моргану за 487 миллионов долларов.

После создания «Федеральной металлургической компании» Джон Морган объединил ее в 1901 году с «Carnegie Steel Company» и несколькими другими металлургическими предприятиями, чтобы сформировать американский сталелитейный гигант. В 1901 году «U.S. Steel» была первой в мире компанией, чей уставной капитал превысил один миллиард долларов. Капитализация компании составляла 1,4 миллиарда долларов США.

Целью «U.S. Steel» было оптимизация затрат за счет сокращения расходов на транспортировку, расширения ассортимента и улучшение дистрибуции. «U.S. Steel» доминировала не только на рынке стали, но и в строительстве мостов, кораблей, железнодорожных вагонов и рельсов, проволоки, гвоздей и множества других продуктов. С помощью «U.S. Steel» Морган захватил две трети американского рынка стали и планировал выход Соединенных Штатов на мировой рынок, где они могли конкурировать с Великобританией и Германией.

Международная торговая морская компания

В 1902 году «J. P. Morgan & Co.» финансировал создание «Международной торговой морской компании» (англ. International Mercantile Marine Company, IMMC) — атлантической судоходной компании, которая объединила несколько крупных американских, британских и немецких судоходных компаний в попытке монополизировать судоходную торговлю. IMMC была холдинговой корпорацией, которая контролировала дочерние компании.

Одной из дочерних компаний IMMC была «White Star Line», которой принадлежал пассажирский лайнер «Титаник». Знаменитое крушение судна в 1912 году стало финансовой катастрофой для IMMC, которая была вынуждена обратиться за защитой от банкротства в 1915 году. В конечном счете IMMC была преобразована в компанию «United States Lines», которая просуществовала до 1986 года.

Паника 1907 года

В 1907 году разразился финансовый кризис, который практически парализовал американскую экономику. Крупные нью-йоркские банки были на грани банкротства, и не было механизма их спасения. Банкротство банков повлекло бы за собой крах американской экономики.

Джон Морган встретился с ведущими финансистами страны в своем нью-йоркском особняке, где совместно был разработан план выхода из кризиса. Морган организовал команду банковских и трастовых управляющих, которые перераспределяли деньги между банками, обеспечивали международные кредитные линии и скупали падающие акции крупных корпораций.

К 7 ноября 1907 года, паника закончилась. Кризис подчеркнул необходимость создания механизма надзора за сферой финансов. В 1913 году банковские и политические лидеры во главе с сенатором Нельсоном Олдричем разработали план по предотвращению финансовых кризисов, результатом которого стало создание Федеральной Резервной Системы.

Смерть Дж. П. Моргана

Джон Пирпонт Морган умер 31 марта 1913 года во время путешествия за границу в возрасте 76 лет. Он умер во сне в Гранд-Отеле в Риме, Италия.

Флаги на Уолл-Стрит были наполовину приспущены — честь, оказываемая только главам государств. Фондовый рынок закрылся на два часа, когда его тело провозили через Нью-Йорк. Тело Джона Моргана было доставлено в прилегающую к его дому библиотеку в первую ночь после прибытия в Нью-Йорк. Его останки были похоронены на кладбище Сидар-Хилл в его родном городе Хартфорде, штат Коннектикут.

На момент смерти состояние Моргана оценивалось в 68,3 млн. долларов (около 25 млрд. долларов в наши дни), из которых около 30 млн. долларов представляли его доли в банках Нью-Йорка и Филадельфии. Стоимость его коллекций произведений искусства, книг и драгоценных камней оценивалась в 50 миллионов долларов. Он завещал свой особняк и большие коллекции книг библиотеке и музею Моргана в Нью-Йорке.

Личная жизнь

Браки и дети

В 1861 году Морган женился на Амелии Стерджес, которую звали Мими (1835-1862). Она умерла в следующем году от туберкулеза.

В 1865 году он женился на Фрэнсис Луизе Трейси, известной как Фанни (1842-1924). У них было четверо детей:

  1. Луиза Пирпонт Морган (1866-1946);
  2. Дж. П. Морган младший (1867-1943);
  3. Джульетта Пирпонт Морган (1870-1952);
  4. Энн Трейси Морган (1873-1952).

Яхты

Яхта Corsair
Яхта Corsair

Будучи заядлым яхтсменом, Морган владел несколькими большими яхтами. Первая яхта, «Corsair», построенная компанией «William Cramp & Sons» для Чарльза Дж. Осборна (банкира Джея Гулда), была спущена на воду 26 мая 1880 года. Морган купил яхту в 1882 году.

Хорошо известная цитата «Если вам нужно спросить цену, вы не можете себе это позволить» приписывается Моргану в ответ на вопрос о стоимости содержания яхты.

Морган должен был отправиться в злополучное первое плавание на «Титанике», но в последнюю минуту отказался, решив остаться на курорте в Экс-ле-Бене, Франция. «White Star Line», которой принадлежал  «Титаник», входила в Международную торговую морскую компанию Моргана, и Морган имел на корабле свои личные апартаменты и прогулочную палубу. В ответ на гибель «Титаника» Морган сказал:

Денежные потери в жизни ничего не значат. Единственное, что имеет значение, это потеря жизни. Это ужасная смерть.

Коллекции Джона Моргана

Музей Дж. П. Моргана
Музей Дж. П. Моргана

Морган был известным коллекционером книг, картин, часов и других произведений искусства, многие из которых были переданы музею «Metropolitan Museum of Art», другие размещались в его лондонском доме и в его частной библиотеке на 36-й улице, недалеко от Мэдисон-авеню в Нью-Йорке.

Его сын Дж. П. Морган младший в 1924 году сделал библиотеку Моргана национальным музеем в память о своем отце.

Коллекции драгоценных камней

Драгоценные камни из коллекции Джона Моргана
Драгоценные камни из коллекции Джона Моргана

В начале 20-го века Джон Морган считался одним из крупнейших американских коллекционеров и собрал самую большую коллекцию драгоценных камней в США (более 1000 штук).

Первую коллекцию Морган собрал с помощью компании «Tiffany & Co». Коллекция была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Выставка получила две золотые награды и привлекла внимание коллекционеров, ученых и широкой общественности.

Вторая коллекция была выставлена в Париже в 1900 году. Коллекция была значительно расширена и включала в себя редчайшие драгоценные камни. Обе коллекции были переданы в дар Американскому музею естественной истории в Нью-Йорке. Вместе с коллекциями был передан самый большой из найденных в мире сапфиров, названный «Звезда Индии». Вес камня составлял 563,35 карата.

В 1911 году в честь Джона Моргана назван новый вид драгоценных камней. Новый камень получил название «Морганит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.