Новороссийский морской торговый порт

Новороссийский морской торговый портСвою деятельность Новороссийский порт начал более 100 лет назад. По указу царя Александра II в 1886 году в Цемесской бухте был заложен порт и 8 августа 1888 года из него вышло первое судно.

После Революции порт был национализирован большевиками и активно использовался для обеспечения продовольствием Юга России. В годы Великой отечественной войны Новороссийский порт был практически полностью разрушен и восстановлен только в 1950 году.

В результате приватизации в начале 1990-х годов было создано акционерное предприятие Новороссийский морской торговый порт. К концу 1990-х контроль над Новороссийским портом захватили криминальные структуры и потребовалось вмешательство федерального центра, чтобы наладить работу предприятия.

В 2007 году компания Новороссийский морской торговый порт провела IPO на российских биржах РТС, ММВБ и разместила Глобальные депозитарные расписки на Лондонской фондовой бирже. В результате IPO было собрано 700 млн. долларов.

С 2008 года Российская федерация через подконтрольную компанию Транснефть начала планомерно увеличивать долю в капитале Новороссийского порта. В 2011 году основные акционеры предприятия Скоробогатько, Пономаренко и Ротенберг продали свои доли компании Транснефть и Группе “Сума”, принадлежащей Зиявудину Магометову. В 2013 году между компаниями Транснефть и группой “Сума” возникли разногласия. Весной 2018 года Магометов был арестован по обвинению в создании преступного сообщества. Акции Новороссийского порта, принадлежавшие группе “Сума”, перешли к компании Транснефть.

Таким образом, Российская федерация через компанию Транснефть собрала под своим контролем 60,62% компании Новороссийский морской торговый порт. В феврале 2019 года Новороссийский порт продал 100% акций своего зернового грузового терминала подконтрольному России банку ВТБ. Очередной передел собственности завершился и стратегически важный объект полностью перешел под контроль России.

Фундаментальный анализ компании Новороссийский морской торговый порт

До 2016 года Новороссийский порт был убыточным предприятием. Скорее всего убытки порт показывал из-за разногласия основных акционеров – Группы “Сума” и Российского государства в лице Транснефти. Терминалы порта были разделены между конкурирующими собственниками. Группа “Сума” контролировала сухие терминалы, Транснефть нефтеналивные терминалы. Конфликт акционеров сказывался на эффективности работы предприятия и приводил к убыткам. Видимо в верхних эшелонах власти заработали какие то механизмы, которые резко повысили эффективность Новороссийского порта.

С 2016 года Новороссийский морской торговый порт переходит из разряда убыточных в разряд прибыльных, эффективно управляемых компаний. Порт начал давать стабильную прибыль и выплачивать акционерам большие дивиденды. Дивидендная доходность по акциям Новороссийского порта в среднем составляет 15-18%.

Такие высокие дивиденды не мешают Новороссийскому порту увеличивать чистые активы и снижать долговую нагрузку. С 2016 года по 2020 год чистые активы выросли с 35 млрд. рублей до 80 млрд. рублей, чистый долг уменьшился с 70 млрд. рублей до 30 млрд. рублей.

По мультипликаторам у компании тоже все в порядке. По мультипликатору Долг/EBITDA Новороссийский порт может расплатиться со своими долгами за 1 год.

Компания очень эффективно управляется. Мультипликатор ROE показывает значения от 30 до 50% годовых, когда хорошим показателем считается 20% годовых. Из этого же мультипликатора видно, что коронавирусная инфекция сильно ударила по показателям доходности порта в 2020 году. Видимо за 2021 год доходы Новороссийского порта будут тоже не высокими.

По справедливой стоимости акций у компании сложилась интересная ситуация. До коронавирусной инфекции, по мультипликаторам P/E и P/BV, Новороссийский порт был довольно справедливо оценен. Мультипликатор P/E показывал, что инвестор вернет вложенные средства через 5-6 лет – великолепный результат. Мультипликатор P/BV показывал, чтобы купить 1 рубль компании в 2019 году инвестору пришлось бы заплатить 2,5 рубля – достаточно недорого при мультипликаторе ROE в 60%.

Коронавирусная инфекция снизила доходности. Мультипликатор P/E взлетел до 28 лет, ROE упал до 6%. С учетом ожидаемых невысоких финансовых показателей по итогам 2021 года и предстоящей коррекции на фондовом рынке можно ожидать падения котировок акций Новороссийского порта.

Технический анализ акций НМТП

На недельном графике видно, что акции торгуются в широком восходящем канале. В середине 2020 года на великолепных финансовых показателях акции Новороссийского порта попытались пробить верхнюю границу канала, но коронавирусная инфекция внесла свои коррективы и акции резко пошли вниз. По фундаментальным показателям я ожидаю дальнейшего снижения. Впереди коррекция на фондовых рынках и слабые отчеты за 2021 год. Все это может подтолкнуть акции компании к нижней границе канала, тем более, что там проходит горизонтальный уровень поддержки.

Если это произойдет, то цена 4 рубля за акцию может быть очень хорошей инвестицией. Я считаю, в среднесрочке у компании Новороссийский морской торговый порт очень хорошие перспективы. Летом 2022 года коронавирусная инфекция должна пойти на спад. Я это сужу по статистике пандемии Испанского гриппа, который был 100 лет назад. В 1918 году было начало эпидемии, в 1920 году эпидемия закончилась. И это в условиях жуткой антисанитарии и отсутствия минимально необходимых лекарств.

Из исторических данных по Испанскому гриппу можно предположить, что пандемия коронавируса подходит к концу. Ближе к лету коронавирусные ограничения будут снижаться, предприятия начнут работать на полную мощность и это даст толчок к росту акций Новороссийского морского торгового порта к верхней границе канала, в район 11 рублей.

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *