Инфляционные ожидания бросают вызов

Инфляция продолжает преподносить сюрпризы

«Инфляционные ожидания» — это показатель, за которым внимательно следит ФРС. Они занимают видное место в заявлениях FOMC и в протоколах заседаний FOMC. Пауэлл ссылается на них на каждой пресс-конференции после встречи. Теория состоит в том, что, когда инфляционные ожидания остаются «заякоренными», даже бушующая инфляция снова начнет успокаиваться; но когда инфляционные ожидания становятся «незаякоренными», это признак того, что инфляционное мышление укореняется в процессе принятия решений потребителями и предприятиями и, таким образом, превращает инфляцию в нечто, живущее своей собственной жизнью.

Средние инфляционные ожидания потребителей в течение одного года, после снижения три месяца подряд, подскочили на 50 базисных пунктов, до 5,9% (красная линия), согласно сегодняшнему опросу потребительских ожиданий Нью-Йорка. Инфляционные ожидания на три года вперед подскочили до 3,1% (зеленая линия).

Средние инфляционные ожидания потребителей

Это интересно, потому что в средствах массовой информации было много материалов о том, что инфляция уже идет вниз, что она достигла своего пика несколько месяцев назад, и из Белого дома тоже было что-то подобное, и это то, что потребители видят на экране. Интернет, телевидение или что-то еще, и это работало три месяца подряд, поскольку инфляционные ожидания потребителей падали три месяца подряд.

И вдруг, по данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, происходит изменение мнения по всему спектру инфляционных ожиданий, по возрастным, образовательным и доходным группам?

Инфляционные ожидания могут быть результатом фактической инфляции, которую потребители видят в своих ежедневных наблюдениях за ценами, и того, что, по их мнению, может произойти в будущем, что повлияет на цены, и того, что они читают или слышат об этом, в том числе в СМИ. «Замалчивать» инфляцию — это проверенная временем практика среди политических деятелей и руководителей центральных банков — идеальным примером было назвать эту бушующую инфляцию «преходящей» — хотя это, похоже, не работает и вместо этого выставляет политических деятелей и руководителей центральных банков глупыми.

Инфляционные ожидания по основным категориям гораздо хуже

Люди ожидают гораздо более быстрого роста цен там, где они фактически тратят большую часть своих денег — жилье, продукты питания, бензин, здравоохранение и образование в колледже, — чем то, что они ожидают от теоретического общего уровня инфляции.

Это самые большие категории в корзине товаров и услуг индекса потребительских цен (ИПЦ). Расходы на жилье, полученные из двух показателей арендной платы, являются самой крупной категорией, на которую приходится около одной трети общего ИПЦ.

Ожидания инфляции арендной платы поднимаются почти до максимума. Потребители ожидают, что арендная плата вырастет через год на 9,8%, это второй месяц подряд повышения и примерно в том же астрономическом диапазоне с лета 2021 года:

Ожидания инфляции арендной платы

Ожидания продовольственной инфляции, после падения, снова подскочили. В июле и августе потребители ожидали получить небольшую передышку от продовольственной инфляции. Но в сентябре ситуация изменилась, и в октябре среднее ожидание повышения цен на продукты питания подскочило второй месяц подряд до 7,6%:

Ожидания инфляции в области медицинского обслуживания остались на уровне 9% с лишним. Потребители ожидают, что стоимость медицинского обслуживания увеличится через год на 9,2%, примерно на том же высоком уровне с начала 2021 года, и именно там она была и в годы, предшествовавшие пандемии, что свидетельствует о ненасытном характере индустрии здравоохранения США, в которой все больше и больше доминируют огромные компании – среди акций с наибольшей рыночной капитализацией – и частные инвестиционные компании. Потребители могут видеть, что им предлагается:

Ожидания инфляции в области медицинского обслуживания

Опрос Федерального резервного банка Нью-Йорка также отслеживает ожидания цен на бензин и расходы на обучение в колледже.

  • Цены на бензин: +4,8% через год. Три месяца назад потребители думали, что через год цены на бензин не изменятся.
  • Высшее образование: +8,6%, в том же диапазоне с ноября 2021 года.

ФРС предстоит проделать определенную работу по восстановлению инфляционных ожиданий

Идея состоит в том, что инфляция потребительских цен является отчасти психологическим явлением, что, как только потребители ожидают инфляции в будущем, они приспосабливаются к ней, просят повышения и платят более высокие цены — платят «все, что угодно», для того чтобы не потерять на росте цен в будущем — вместо того, чтобы отказываться от покупки по этим ценам и переходить к конкуренту или понижать запросы. И предприятиям, как только инфляционное мышление начинает действовать, необходимо повышать цены, потому что им приходится платить более высокую заработную плату и более высокие производственные затраты, и они знают, что повышение цен может им сойти с рук.

В этом отношении теория гласит, что инфляционные ожидания являются ключевым фактором, определяющим будущую инфляцию.

На приведенной ниже диаграмме сравниваются инфляционные ожидания на один год вперед (красный) и три года вперед (зеленый) с годовым уровнем ИПЦ. Вы видите, насколько неудобен нынешний скачок инфляционных ожиданий для наблюдателей за инфляционными ожиданиями, таких как ФРС.

Также обратите внимание, что с тех пор, как Федеральный резервный банк Нью-Йорка начал исследование 10 лет назад, инфляционные ожидания были примерно стабильными в диапазоне от 2,5% до 3,0% и выше ставки ИПЦ. Но когда инфляция резко возросла в начале 2021 года, инфляционные ожидания отстали. Нет исторических данных, чтобы сравнить это с предыдущими периодами высокой инфляции. Но из этого графика мы можем сделать вывод — как и из многих других факторов — что эта инфляция еще преподнесет много сюрпризов:

инфляционные ожидания относительно ставки ИПЦ

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.