Равновесная цена

Равновесная цена (англ. Equilibrium price) — это цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения.

Любая другая точка, помимо точки пересечения кривых спроса и предложения, означает либо избыток предложения по сравнению с объемом спроса и снижение цен в результате конкуренции производителей, либо избыток спроса по отношению к количеству предлагаемого товара и повышение цены в результате конкуренции покупателей.

Все вышеперечисленные моменты (зависимость количества спроса/предложения от цены и равновесные точки) можно графически продемонстрировать следующим рисунком:

равновесная цена график
График равновесной цены

S — кривая предложения;
D — кривая спроса;
A — точка равновесия, при которой количество на продажу равно количеству на покупку по одинаковой цене.

Избыточное предложение товаров или услуг приводит к снижению цен, что приводит к повышению спроса. Уравновешивающий эффект спроса и предложения приводит к состоянию равновесия.

Рыночное равновесие

Равновесная рыночная цена — это точка, в которой предложение товаров соответствует спросу. Когда цена на товар движется в боковике, можно утверждать, что силы спроса и предложения относительно равны и возникает равновесная рыночная цена.

Нью-кейнсианский экономист и доктор философии Хью Диксон предложил теорию, в которой существуют три свойства состояния равновесия:

  1. Поведение участников является последовательным.
  2. Ни у одного участника нет стимула изменить свое поведение.
  3. Равновесие является результатом динамического процесса.

Хью Диксон называет эти принципы: Свойство равновесия 1, Свойство равновесия 2 и Свойство равновесия 3, или P1, P2 и P3 соответственно.

Нарушение равновесия является противоположностью равновесия и характеризуется изменениями в условиях, которые влияют на рыночное равновесие.

Пример определения равновесной цены товара

Магазин производит 1000 единиц товара и продает их в розницу по 10 000 рублей за штуку. Но никто не хочет покупать их по такой цене.

Чтобы повысить спрос, магазин снижает цену до 8 000 рублей. В этой ценовой категории есть 250 покупателей. Затем магазин снижает розничную цену до 5 000 рублей и набирает в общей сложности пятьсот покупателей. При дальнейшем снижении цены до 2 000 рублей появляется тысяча покупателей товара.

В этой ценовой точке предложение равно спросу. Следовательно, 2 000 рублей является равновесной ценой для данного товара.

Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по 2 причинам:

  1. Влияние превышения объема спроса над объемом предложения (если рыночная цена ниже равновесной цены) — в этом случае избыток спроса давит на цену (посредством конкуренции покупателей), в результате чего рыночная цена повышается.
  2. Влияние превышения объема предложения над объемом спроса (рыночная цена находится выше равновесной цены) — избыток предложения давит на цену (посредством конкуренции продавцов), в результате чего рыночная цена снижается.

Равновесие по Маршаллу

  • Влияния превышения цены спроса над ценой предложения (объем предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объема предложения.
  • Влияния превышения цены предложения над ценой спроса (объем предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объема предложения.

Цена спроса совпадает с ценой предложения в случае одинакового объема спроса и предложения.

Нарушение рыночного равновесия

Когда рынки выходят из состояния равновесия, они оказываются в неравновесном состоянии. Нарушение равновесия происходит либо мгновенно, либо является характерной чертой определенного рынка.

Иногда неравновесное состояние может перекинуться с одного рынка на другой. Например, если нет достаточного количества компаний, чтобы поставлять кофе на международный рынок, тогда поставки кофе в определенные регионы могут быть уменьшены, что приведет к равновесному уровню цен на кофейных рынках.

Экономисты считают, что многие рынки труда находятся в неравновесном состоянии из-за сумм, которые работники получают за свой труд, и из-за того, как государства защищают людей и их рабочие места.

Искусственное неравновесное состояние цены

Экономист Адам Смит, полагал, что свободный рынок будет стремиться к равновесию. Например, недостаток какого-либо одного товара приведет к увеличению равновесной цены, что приведет к снижению спроса, что приведет к увеличению предложения. То же самое происходило бы в обратном порядке, если бы на каком-то одном рынке был переизбыток товара.

Современные экономисты отмечают, что олигополии или монополистические компании могут искусственно удерживать цены выше равновесной цены, чтобы получить более высокую прибыль. Алмазная промышленность является классическим примером рынка, где существует высокий спрос, но для поддержания высоких цен (рост равновесной цены) предложение искусственно ограничивается компаниями, которые продают меньше алмазов, чем требуется рынку.

В 1983 году в статье «Основы экономического анализа», опубликованной Гарвардским университетом, Пол Самуэльсон утверждал, что рынки могут быть в равновесии, но это не значит, что они не испытывают проблем. Ярким примером является ситуация в середине 1800-х годов, когда продовольственные рынки Ирландии были в состоянии равновесия во время Великого картофельного голода. Высокая прибыль, получаемая британцами от продаж, привела к тому, что ирландско-британский рынок был в равновесии, но цена была выше, чем могли заплатить большинство покупателей, что привело к голоду среди населения.

Комментарии

  • Адам Смит устарел. Сейчас мир все больше склоняется к равновесие по Джону Нешу.

    Ответ
    • Это который Нобелевку получил?

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *