Компания Boeing — проблемы гиганта авиастроения

Более 100 лет назад, 15 июня 1916 года, состоялся полет первого гидросамолета, построенного Уильямом Боингом. Через месяц Уильям Боинг основывает компанию The Pasific Aero Product Company. В 1917 году компания меняет название на Boeing Airplane Company.

Как и многие американские компании, Boeing сделал основной капитал в годы второй мировой войны. Американские бомбардировщики B-17 и B-29, разработанные компанией Boeing, были признаны одними из лучших самолетов и охотно покупались американским правительством. Boeing B-29 печально известен тем, что с него были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

После второй мировой войны Boeing продолжает разработки военных самолетов. Boeing разработал первый реактивный бомбардировщик B-47 и лучший бомбардировщик 50-х 60-х годов B-52.

В 1954 году Boeing разрабатывает пассажирский авиалайнер Boeing-367, положивший начало серии коммерчески успешных авиалайнеров.

В 1967 году Boeing запускает в серию авиалайнер Boeing-737, ставший самым массовым за всю историю авиации.

самолет Boeing

В 1969 году Boeing разрабатывает широкофюзеляжный, двухпалубный дальнемагистральный самолет Boeing 747, который почти 40 лет считался самым большим пассажирским самолетом в мире, пока в 2005 году французской компанией Airbus не был разработан знаменитый А380.

С 70-х по 2000-е года Boeing продолжает разрабатывать и выпускать самолеты. Из интересных и знаменитых Boeing-777, установивший абсолютную дальность беспосадочного полета более 21 000 километров.

В 1990-х годах Boeing начинает заниматься аэрокосмической отраслью путем поглощения компании McDonnell Douglas. Затем поглощаются аэрокосмические компании Hughes Electronics, Hughes Space и Communications Company.

Кроме аэрокосмической отрасли и производства гражданских самолетов, Boeing продолжает заниматься военными заказами. Вертолеты Апач и многие другие военные самолеты и вертолеты произведены компанией Boeing.

Проблемы у компании начались в 2019 году с разработкой самолета Boeing 737 MAX. Стремясь побыстрее запустить самолет в серию, в программном обеспечении самолета были допущены ошибки, что привело к нескольким авиакатастрофам. Вместо того, чтобы тщательно проверить и устранить ошибки, руководство Boeing постаралось ввести в заблуждение контролирующие органы, что привело к еще одной авиакатастрофе. В настоящий момент все самолеты Boeing 737 MAX стоят на земле, а компания Boeing терпит многомиллиардные убытки.

Фундаментальный анализ компании Boeing

Глядя на финансовые показатели, любая другая компания на месте Boeing давно бы была признана банкротом. У Boeing все печально, но у компании немного другое положение в американской экономике.

В 2019 году у компании начались проблемы с Boeing 737 MAX, коронавирусная инфекция и локдаун окончательно добили компанию и поставили ее на грань банкротства.

Выручка снизилась с 96 миллиардов долларов в 2015 году до 62 миллиардов в 2021 году. За 6 лет выручка снизилась на 30%.

С прибылью все намного хуже. Если до 2019 года прибыль стабильно росла и в 2018 году равнялась 10 миллиардам долларов, то в 2019 году компания показала убыток более чем в полмиллиарда долларов, а в 2020 году убыток увеличился до 11,8 миллиардов долларов. По итогам 2021 года убыток немного снизился, но все равно равняется огромным 4,2 миллиардам долларов.

Чтобы покрывать такие убытки, Boeing пришлось увеличивать долговую нагрузку. Долг вырос с 88 миллиардов в 2015 году до 153 миллиардов в 2021 году. Коэффициент долговой нагрузки вырос до 110%, что говорит о серьезных проблемах с уровнем долга.

Про мультипликаторы можно не говорить — P/E, ROE, Долг/EBITDA — их просто нет.

И в завершении фундаментала, собственный капитал компании. По итогам 2021 года собственный капитал компании равняется минус 14,8 миллиарда долларов. То есть, вкладывая деньги в компанию Boeing, инвестор ничего не покупает. Он покупает только долги.

Технический анализ акций Boeing

До 2019 года акции Boeing резко росли, после 2019 года началась коррекция. Особого теханализа тут нет, поэтому воспользуюсь волнами Эллиотта. Коррекция обычно идет минимум тремя волнами. Волна «А» прошла, отскок (волна «В») закончился. Сейчас явно начинает развиваться завершающая волна «С».

По размеру она должна, как минимум, равняться волне «А». Поэтому, скорее всего акции упадут на долгосрочную поддержку (это примерно 50 долларов).

Покупать ли оттуда? Я бы не советовал. По Уоррену Баффетту и Бенджамину Грему, вкладывая деньги, мы покупаем часть компании. У Boeing этих частей не осталось, одни долги. Покупать за свои деньги чужие долги не правильно.

Тем, кто держит акции компании. Для них самый важный вопрос, выживет ли Boeing. Я думаю, выживет. Хотя он создал много проблем не только в гражданской авиации, но и доставил много проблем военным, создав Франкенштейна в который вложено невероятно много денег. Речь идет о стратегическом военно-транспортном самолете Boeing КС-46. Еще в 2011 году ВВС США выбрали этот самолет в качестве замены устаревшим топливозаправщикам. И планировали закупить 179 самолетов. Первые поставки планировались в 2014 году. Тестовый полет состоялся в конце 2014 года. Количество недостатков в самолете Boeing КС-46 Пентагон мягко говоря удивил. Самолет сильно вибрировал. После нескольких испытаний попытались заправить самолеты в воздухе. Несколько заправок прошли удачно, затем очередной F-16 получил удар заправочной штангой по фюзеляжу и с трудом вернулся на базу.

К 2017 году недостатки не были устранены. В баках самолета периодически обнаруживали мусор. В 2021 году самолет по-прежнему не готов. По самым оптимистичным прогнозам, поставки самолета начнутся только в 2023 году.

Но вернемся к самой компании Boeing. Чаши весов у нее две и на каждую есть что положить. Первая чаша — компания Boeing, в принципе, банкрот — это первый минус. У нее проблемы с пассажирским самолетом 737 MAX и наверное еще большие проблемы с военным КС-46. Только эта проблема не настолько широко освещена в средствах массовой информации.

Второй минус. У Boeing очень сильные конкуренты, которые постараются утопить гиганта. Прежде всего, это французский Airbus. Каждая крупная компания имеет лобби в американском правительстве, я думаю, Airbus сейчас задействует все возможные резервы, чтобы окончательно добить главного и единственного конкурента. Второй конкурент — это компания Lockheed. Наравне с Boeing, Lockheed поставляет самолеты и другое военное оборудование армии США. Например, американский истребитель F-35 производит компания Lockheed. Как и Airbus, я думаю, на фоне проблем с авиазаправщиком КС-46 и потерей военными миллиардов долларов, Lockheed приложит все усилия, чтобы отстранить конкурента от военных заказов.

Из плюсов. Boeing — это одна из крупнейших компаний Америки. Банкротство Boeing может вызвать цепочку банкротств по всему миру. Плюс, если обанкротится Boeing, у Америки больше нет авиакомпании такого уровня, которая выпускает гражданские самолеты. Америке придется уступить первенство в этом вопросе французской Airbus. Национальной гордости США будет нанесена пощечина — вряд ли Америка на это пойдет.

Второй плюс. В 2019 году компания Boeing вошла в список компаний, отобранных НАСА для разработки аппаратов для высадки на Луну. Это косвенно подтверждает, что хотя у Boeing существуют проблемы, правительство США не собирается хоронить гиганта, а будет поддерживать его за счет бюджетных средств.

Подводя итог нашим весам. На одной чаше компании Lockheed и Airbus, проблемы с гражданским и военными самолетами, коронавирус и отрицательный денежный поток компании. На второй чаше весов национальная гордость Америки, риск цепочки банкротств и лунная программа НАСА. Я думаю, вторая чаша перевесит и Boeing спасут. Каждый год Америка только на вооружение тратит почти триллион долларов. Чтобы спасти Boeing хватит и 1% от этой суммы. Какое то время Boeing будет что-то вроде нашего Автоваза, но постепенно вернет себе былое величие.

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.